"Вечерний Алма-Аты " №98
ИМИДЖ БЕЗ ГРИМА
Кому не известен народный артист
России Андрей Соколов!
Его звезда взошла в 1988 году. После выхода на экран кинодрамы лМаленькая
Вера╗, где он сыграл роль ее мужа Сергея, актер был назван лпервым советским
киноплейбоем╗. И в новом времени не меркнет звезда лАполлона Бельведерского
российского кино╗. Им создано около 100 образов в фильмах и сериалах и на
сцене. Он худрук антрепризного театра лМонолог ХХI век╗ (с 1999 г.). Был
президентом Гильдии актеров России (с 2005 г.). Ведет собственный киноцикл
лАдвокат╗. Награжден золотой медалью имени Ф. Н. Плевако (лучшего русского
адвоката ХIХ века) как глава центра лЛиния защиты╗ по оказанию правовой
помощи людям творческих профессий.
Выпустил сборник лирики лСлова╗ и авантюрно-криминальный роман лНовая
русская леди╗ (соавтор - Екатерина Доменикова).
Кто мечтал бы встретиться с артистом, будет иметь такую счастливую
возможность на его творческом вечере в Казахской государственной филармонии
имени Жамбыла. В субботу, 28 апреля, в 18.30.
В преддверии вечера Андрея Соколова лВечерка╗ решила представить читателям
его лаконичный образ, составленный из информационной мозаики о нем,
рассыпанной в Интернете.
Из груды отзывов о популярном артисте мы выбрали такие:
- лЕго обаяние родилось раньше, чем он сам╗.
- лАктер ассоциируется с образом волевого, сильного мужчины, за которым как
за каменной стеной╗. - лОн внушает уважение серьезным и нравственным
подходом ко всему, чем занимается в искусстве╗.
- лОн пытается докапываться до сути. Все его персонажи ему дороги.
Независимо от того, каковы они, он старается их понять и оправдать. Его
режиссерские работы говорят о том, что о сложных вещах он способен говорить
просто и по-человечески. Андрей Соколов входит в число немногих актеров,
которые могут достойно представлять российское кино за рубежом╗.
- лРадует то, что он пишет стихи. Для этого нужно иметь чистую душу╗.
Не расслабляясь ни на миг, артист может любое с ним интервью превратить или
в фарс, или в молитву - в зависимости от настроя. В нем сочетаются юмор и
мягкая ирония, остроумие и способность мыслить нестандартно (но не заумно).
Его улыбка сопровождает взгляд в себя...
- Вы начали писать стихи с семи лет. О чем были первые?
- О звездах... Сейчас стихи редко пишутся. Это же лстриптиз души╗.
Актер перекладывает свои стихотворения на музыку и сам их поет.
Чудесное и редкое творенье,
Которое могло б украсить свет, -
Неспетое мое стихотворенье,
Души моей невысказанный свет.
Наверное, с любимой гитарой он выйдет и на сцену филармонии. Как он сам
говорит: лГитара под мышку, киноролик и три часа живого общения╗.
- Как думаете, сериалы скоро лотомрут╗ как жанр?
- У них всегда будет свой зритель, как и у элитарных картин. лКто любит
арбуз, кто - свиной хрящик╗. Так и в кино: дело вкуса. Но сейчас уровень
российских сериалов вырос. На ТВ жесткая конкуренция, халтуру продать
сложно. Если бы я перестал сниматься в лпродуктах, звучащих на всю страну╗,
то утратил бы навыки, прощай мастерство. Так что или расставайся с
профессией, или работай. Я выбрал второе.
- Вы разносторонне образованны. Что это дает вашему
творчеству?
- Техническое образование помогает распределять силы, вырабатывать стратегию
и тактику. Творческое - позволяет мыслям парить.
- В театре лЛенком╗ вы с 1990-го. Не ревнует ли вас к кино
его глава?
- Марк Анатольевич Захаров хорошо понимает: чем актер популярнее, тем лучше
для его театра. Театр - сложный организм. В нем немало талантливых людей, но
далеко не все много играют. Я там занят в двух спектаклях.
- Станиславский говорил: лТеатр строится на поверженных
самолюбиях╗. Возможна ли искренняя дружба между актерами? Или это тоже
своего рода лтеатр╗?
- Отвечу словами моего персонажа Ислаева из спектакля лДве женщины╗. Это
вольная версия лЛенкома╗ пьесы Тургенева лМесяц в деревне╗. Мать ему
внушает: лТы слишком доверчив. Настоящие друзья слишком редки╗. Он шепчет ей
вслед: лЧто за охота людям, которые действительно вас любят, класть свои
пальцы в вашу рану? И ведь они убеждены в том, что от этого вам легче, - вот
что забавно!╗ Могу и от себя добавить: можно человека 10 лет считать другом,
а в беде он окажется всего лишь знакомым.
Чем больше ты сохранишь себя как личность, тем ты интереснее зрителям. Паузы
даны во благо. Накапливается другой опыт. Ты можешь придумывать и воплощать
разнообразные проекты. Уже около десяти лет я играю роль Александра
Македонского в спектакле лТаис сияющая╗ в лТеатре Луны╗.
- Какое загадочное наименование - лТеатр Луны╗...
- В Париже есть лТеатр Солнца╗, в Токио - лТеатр Тумана╗, в Праге - лТеатр
Ночи╗. Вот и в Москве есть лТеатр Луны╗. Его создал народный артист России
Сергей Проханов. Это театр романтических фантазий, ярких форм и эффектов, с
собственным репертуаром. Там царит стихия игры.
Спектакль лТаис сияющая╗ - мистико-мифологический триллер об истории побед
полководца, вздумавшего стать властителем мира, его любви к легендарной
гетере и таинственной гибели. Его образ в воплощении Андрея Соколова
называют ослепительным.
- Роль эта принадлежит к моим самым любимым. Александр был одним из тех
людей - избранных Богом, историей, судьбой - которые могли позволить себе
всё. Заманчивый искус. Но ряд ли человек сможет выдержать такое. Расплата
будет страшной. Подобное случилось с Есениным - и в его стихах, и в жизни. Я
думаю, что он стал жертвой своей прекрасной поэзии. Она его разрушила.
Поэзия сродни магии, неизвестно, куда она может завести. Жизнь - бездна.
Поэтому сам я стараюсь по краешку ходить, хотя порой и пытаюсь заглянуть в
глубь: интересно ведь, что там?..
- Ваше время забито. Как вы успеваете?
- Я давно привык к такому ритму. Когда он падает, чувствуешь, что чего-то
недостает. Жизнь хороша своей многогранностью. Я рано повзрослел. Мама свою
жизнь посвятила мне. Я учился музыке, играл на баяне, занимался танцами,
плаванием, хоккеем. Работать пошел в 13 лет.
После школы юноша отправился на БАМ. В 18 лет купил свое первое авто
(правда, подержанное). Ему вообще все удается. Как-то на съемках ему надо
было скакать на лошади. И он впервые в жизни вскочил на коня. И потом никого
не смог переубедить, что никогда не учился верховой езде.
- При бешеном темпе душа может утратить способность к
полету...
- Да, порой возникает ощущение, что из-за такой скачки ты не успеваешь
проживать по-настоящему глубоко саму свою жизнь. Иногда надо уметь
остановиться на полном ходу и просто заставить себя заняться собой.
- Но близка ли вам смиренность?
- Смиренный режиссер не успеет снять кино: там жесткий график. Ни у кого
нельзя идти на поводу. Ты обязан всегда быть в форме, быть внутренне готовым
к тому, что завтра тебя может ждать звездная роль или фильм.
- Считаете ли вы себя актером определенного амплуа?
- Мне одинаково интересно работать с материалом мелодраматическим,
героическим, комедийным, сатирическим, луголовно-процессуальным╗ и прочая и
прочая. Всмотритесь в мою фильмографию.
- Есть ли кинороль, где вы сыграли самого себя?
- В каждой роли есть частица меня. Но ближе всего роль в фильме Владимира
Басова-младшего лБездна. Круг седьмой╗ (1994 г.). Он был снят за 40 дней, но
дался мне сложно - и психологически, и физически. Пришлось очень быстро и
глубоко погружаться в образ. Выйти же оказалось непросто. Ушло около года.
Из уныния и депрессии я всегда буквально вытягиваю себя за уши. Чем?
Спортом, охотой, рыбалкой... Способов много.
- Вашим режиссерским дебютом в театре лМонолог ХХI век╗
был спектакль по пьесе молодого драматурга Андрея Яхонтова лКойка╗.
- Жизнь ведь сосредоточена на койке: на ней рождаются, познают любовь,
умирают. Это пьеса об Одиночестве среди одиноких людей, которые любят других
и не любят себя. Истории четырех женщин и мужчины, оставившего в них след.
Пять лнатянутых струн╗, готовых в любой момент лопнуть.
- В пьесе есть фраза: лЛучшее лекарство от всех болезней -
женщина╗.
- Пока ты замечаешь женщин, пока ты восхищаешься ими - ты жив.
- Есть там и такой вывод: лЛюбви нет, все только мучают
друг друга╗.
- Страшная ошибка! Любви можно и нужно учиться. Медленно и трепетно.
- Согласно режиссеру Роману Виктюку, режиссура - это
лпечаль, которой правит ритм╗. Марк Захаров считает, что режиссура - это
лсозидание того, чего не знает Бог╗. Чье определение вам ближе?
- Владимира Яковлевича Мотыля: лЭто способность человека собирать вокруг
себя талантливых людей и работать над своей идеей╗. Я считаю, что по
преданности кино ему нет равных среди режиссеров. В моем понимании режиссура
- это лматериализованное мышление╗.
- С кем из российских режиссеров вам хотелось бы
поработать?
- С любым. Громкое имя меня не завораживает. Я убежден, что среди
неизвестных людей очень много личностей, по-настоящему одаренных.
- А кого вам хотелось бы сыграть?
- Мне безумно интересен Мефистофель. И Фауст. И... Дантес. Но наверняка
где-то есть и некий лТютькин╗, чья жизнь не менее любопытна. Просто никто о
нем не знает. Вот поднять бы его, развить до трагедии...
- Насколько сильно проникают в вас сыгранные характеры?
Что от них остается после того, как работа закончена?
- Ну, к примеру... Привычка одного моего киногероя постоянно потирать мочку
уха. Это осталось у меня на всю жизнь.
- Вы сильно мучаетесь от того, что какие-то роли вами не
сыграны?
- Стараюсь не переживать. Все в жизни зависит от тебя. Пример - Никита
Михалков. Он берет всю картину на себя: от сценария до проката. Именно за
таким лформатом╗ будущее. Выживут те, кто хоть немного опережает время.
- В лЛенкоме╗ в спектакле лВарвар и еретик╗ (по роману
Достоевского лИгрок╗) вы играете англичанина Астлея. Он наделен такой
характеристикой: лс одной стороны - Аполлон Бельведерский, с другой -
сахаровар; все это как-то не связывается╗. Этот вывод можно условно
приложить и к вам. С тем лишь отличием, что у вас все ладно связывается. Вы
и популярный актер, и успешный продюсер.
- Продюсерство возможно, если у тебя прикрыты тылы. Мой бизнес в том, что я
нахожу деньги под проекты. У меня свое турагентство в Москве. Мы на
четвертом месте в стране по перевозкам в Китай. Я веду только контроль. Но
если есть время, окунаюсь, потому что интересно. Я убедился, что многого
добивается не тот, кто очень уж талантлив, а тот, кто упорен. Любое дело
надо делать с лзарядом на успех╗, а иначе смысла нет.
- Каково ваше отношение к собственной популярности?
- Мне трудно быть судьей своих работ.
- Что вы цените в людях больше всего?
- Я не делю людей на плохих и хороших. Главное: есть ли контакт. Искра
проскакивает или нет. Сразу чувствую: это мой человек! Или нет. Но если
отношения складываются слишком уж легко, жди скорого разочарования.
- Вы, видимо, уравновешенный человек. Вас можно вывести из
себя?
- Я стараюсь не реагировать на провокации. Лучше сразу уйти. Во избежание
необратимых последствий. Реакция моя пройдет, а они останутся.
- Чего вам хочется в жизни, кроме творчества?
- Гармонии. Не спокойствия, нет. Жизненной нетревоги - скажу так. Мы все
пришли в жизнь ненадолго. Пришли и уйдем. И про нас забудут. О ком-то через
год, о ком-то через сто лет... Но все равно. Единственная ценность - сама
жизнь, поэтому ее надо принимать с радостью и с наслаждением.
- Прошу вас продолжить фразу: лЯ, Андрей Соколов,
который...╗
- л...который живет с миром среди шума и суеты и помнит о покое, что дарует
молчание╗. Надо жить настоящим, иначе у тебя не будет будущего.
- Часто ли вы оказываетесь во власти вашего имиджа?
- Полагаю, что имидж актеру придумывают журналисты. И я рад, что не завишу
ни от какого сочиненного для меня имиджа.
Сергей КОВАЛЬ
источник
http://www.vechorka.kz/rus/proj/extention.php?r_id=3856&v_id=3874&gaz_n=98 |