Сайт управляется системой uCoz

 

Журнал « Биография» № 8  август 2007

 

              «Я люблю одиночество»

 

      Популярный актер и любимец женщин Андрей Соколов рассказывает, как     он успешно избежал участи стать

       маменьким сынком, школьным нытиком и слесарем сантехником

 

         Беседовала Наталия Корнеева

 

- Андрей, с какого возраста Вы почувствовали себя личностью?

- С 13 лет, когда получил первую зарплату и понял, что твердо стою на ногах. Дело в том, что мой отец был главным инженером промышленной металлургической компании(ПМК-24), а я  подрабатывал у него на подхвате учеником слесаря- сантехника. Тогда в школе были УПК –производственная практика, и я пошел к отцу. Слесарь-сантехник- моя первая профессия.

 

-На что Вы потратили первую зарплату?

-Сделал маме сюрприз- купил стиральную машину «Малютка». Кстати,она да сих пор работает.

 

-Вы у родителей единственный сын.Хотелось ли Вам иметь брата или сестру?

-Когда я был маленький, то часто просил маму: « Езжай на юг и привези мне братика». Почему то за братиком я отправлял  ее именно туда.(смеется). Отец вскоре завел другую семью  и там у него родился сын. Мы виделись с братом всего пару раз, сейчас не общаемся. Единственным близким мне человеком и другом всегда была и остается мама.

 

-Вы ходили в детский сад или Вас воспитывали в домашних условиях?

- В детсад меня отдали с ранних лет и я ходил туда с огромным удовольствием.Причем через окно. Мы жили в деревянном доме на Якиманке, и ограда детского сада непосредственно примыкала к нашему дому. Мама приставляла табуретку и выпускала меня через окно.В саду я был пахан, король, потому что мог, кого захочу, привести в подвал своего дома. А подвал  этот был пределом мечтаний любого мальчишки. Там валялся всякий хлам. Со мной все считались, потому что только я мог решить , кого туда сводить. Как Том Сойер продавал свою очередь красить забор, так и я манипулировал людьми с помощью этого подвала..

 

-Как Вы зарабатывали авторитет в школе?

-В школе  все было иначе. Я долго ощущал себя  « гадким утенком». До шестого класса был хрупким, хотя и жилистым. Отец говорил мне постоянно, что нужно заниматься спортом. Я начал с плаваньия, потом стал играть в хоккей. После восьмого класса даже встал выбор:профессиональный спорт или учеба. Но мама потребовала, чтоб  я учился дальше.Плюс ко всему, в старших классах , я был уже призером Москвы по бальным танцам.

Еще занимался восточными единоборствами. Отношение ко мне в школе изменилось. К моему мнению стали прислушиваться одноклассники. К тому же у меня появились первые карманные деньги, которые позволили мне почувствовать себя независимым.

 

-А вообще, школьные годы Вам какими запомнились?

-С одной стороны, было здорово ощущать некоторую беззаботность, крепкий тыл.Можно было было прибежать домой, уткнуться маме в колени и все плохое сразу проходило. А бывало и такое, что и вспомнить противно.Например, стали создавать школьную библиотеку, и я, как дурачок,притащил туда прижизненнок издание сочинений Гоголя, но потом собранные книги как будто пропали и оказались дома у одной из наших учительниц.

 

 

 

 

 

-Вы общаетесь с друзьями детства?

-По большому счету ,нет. Иногда кто-нибудь из них звонит, даже пытались собрать наших выпускников, но после восьмого класса многие ушли в училище, костяк нашего класса распался...

 

-Как Вы в студенческие годы оказались на Баме?

-Отец позвал меня к себе.На тот момент он работал там уже два года.

Я поехал на Бам, чтобы заработать, поднакопить и купить автомобиль.Это была моя мечта. Поскольку, кроме работы, он обещал мне рыбалку и охоту, я долго не раздумывал.Еще я понимал, что ехать надо,потому что, может быть, никогда в жизни туда не попаду. Места там фантастические! Но вначале было очень трудно:пыль и полчища мух. Потом приспособился. А когда через несколько месяцев нужно было возращаться домой, уезжал со слезами на глазах. Настолько верна это фраза, что « Север затягивает». Там люди очень чистые и светлые, совсем без корысти.

 

-На кого же вы охотились?На медведей?

-В основном, на рябчиков...да и на кого угодно! Там ведь тайга. На медведя не ходил, он сам на нас однажды вышел. Помню бежали мы очень быстро.

 

-Андрей, рассказывают, что в кино Вы попали случайно- приехали на киностудию за компанию со знакомой актрисой...Неужели не надеялись, что Вас заметят?

-Естественно, я ехал туда с этой самой надеждой, скрывая ее глубоко внутри. Когда моя знакомая пошла по своим делам, я остался и ходил по коридору студии, делая вид, что мне ничего не нужно. Мог ведь выйти на улицу или , вообще, уехать домой...Так нет же, бродил по коридорам и доходился до того, что проходящий мимо режиссер Виталий Макаров меня взглядом и зацепил. Тогда я сделал еще более равнодушное лицо и пошел дальше. Но он меня остановил , начались вопросы, мы познакомились. Так  состоялась моя первая главная роль  в фильме «Она с метлой,он в черной шляпе».

 

-Вы быстро почувствовали вкус к профессии?

-Мне сразу все очень понравилось.Я даже поймал себя на мысли,что таким образом можно время остановить, потому что, когда через год в кинотеатрах шла премьера,  смотрел и заново проживал эти мгновения. Вспломнил все, даже запахи, которые были на съемочной площадке.

 

 

-Тем не менее,прежде чем стаит актером, Вы получили техническое образование...

-Общая тенденция раньше была такая: после школы-  институт.Я завидовал тем ребятам, которые еще в школе понимали, кем хотят стать.Это ведь так редко случается, в основном, родители всех направляют. Пойти в театральный сразу мне смелости не хватило. Когда подходил к театральному училищу (Андрей Соколов впоследствии окончил Щукинское училище-прим.ред.) –у меня сразу температура повышалась.Зайти было страшно.

Да и в МАТИ (Московский авиационно-технологический институт.-прим.ред.) я поступил только со второго раза. Пошел туда потому, что, во-первых , занимался кордовыми моделями. Во-вторых, вообще не знал, куда идти учиться. В-третьих, у отца там были какие то знакомые, в-четвертых, имелась военная кафедра. А в итоге провалился на математике, и никто там меня не ждал. Знакомство отца оказалось липовое. Но у меня был в запасе еще год до армии-я в школу пошел с шести лет.Начал работать, чтоб оплачивать репетиторов, и за два-три месяца до вступительных экзаменов стал усиленно готовиться. Каждый день поднимался в полшестого  и часа по четыре занимался, потом до полудня отдыхал, а с часу до четырех-опять за книги. Затем был свободен. Плюс три раза в неделю репетитор. Однако и во втрой раз срезался бы, если б девчонки из приемной комиссии не подкинули мне шпаргалку. Уж такая крутая задачка попалась- дальше никуда.

 

 

-Но Мати образование далеко не ограничилось. . Зачем Вы поступили в Институт иностранных языков?

-Хотелось читать мировую литературу в подлиннике. Кроме того, с дипломом МАТИ и знанием английского ,я , как специалист,  ценился бы выше. При этом я часто ходил в театр и  у меня всегда возникало ощущение, что всем  тем, кто на сцене, я сродни. Где-то уже на втором курсе я начал понимать, что вряд ли буду заниматься всю жизнь химией полимеров, а в третьему курсу созрел окончательно.Но по просьбе родителей все-таки институт закончил.

 

-В 90-е годы, когда не было ролей в кино, многие актеры переквалифицировались в режиссеры.Вы тоже по этой причине решилии окончить Высшие режиссерские курсы сценаристов и режиссеров?

-У меня , в профессиональном смысле, не было ни года простоя. Но эту ситуацию , в начале 90-х, воспринял, скорее, как возможность, данную свыше: пока есть время, познать актерскую профессию изнутри.Еще в училище пытался ставить сам. Считаю так: если хочешь что-то делать, то надо делать это хорошо Поэтому выучился еще и на режиссера. Это позволяет взгянуть на актеров уже под другм углом.  Теперь я знаю, может быть, чуть больше и понимаю лучше решения других режиссеров при выборе актеров,но не сказал бы, что «знание-сила». В некоторых ситуациях меньше знаешь –крепче спишь.(Улыбается.)

 

-Андрей,зачем Вам еще и диплом «магистра белой магии»?

-Это как курсы психологии.Актерская профессия внутренне связана с этим. Нужно знать некие законы психологии, когда создаешь образы. По большому счету, я ответил себе на многие вопросы. Есть нечто?-Да,есть. Могу я этим заниматься?- Тогда нужно жизнь этому посвящать .Нельзя быть одновременно везде. Каждый должен заниматься своим делом . Это слишком серьезная область, чтобы относиться к ней несерьезно.

 

-Долгое время Вы были популярнейшим актером благодаря картине «Маленькая Вера». Догадывались ли, что эта роль принесет Вам всесоюзную известность?

-Конечно,нет.Я тогда учился на первом курсе! Ждал любого предложения сниматься: только пальцем поманите и ты уже бежишь с криком «ура!», не раздумывая. Естественно, я не отдавал себе отчета, что из этого может получиться...

 

-Вы служите в «Ленкоме», играете в Театре Луны. Два совершенно разных театра, два непохожих режиссера -Марк Захаров и Сергей Проханов. Как Вы с ними уживаетесь и,будучи режиссером, как можете позволить себе материалом в чьих-то руках?

-В Ленкоме я уже более пятнадцати лет и за это время сыграл там в спектаклях : «Юнона и Авось», «Варвар и еретик», «Две женщины», играл Клавдия в «Гамлете». Всего четыре спектакля за пятнадцать-то лет.Конечно, смешно,но я придумал для себя такое оправдание : если бы был занят у Марка Анатаольевича «по уши», я бы не сделал всего того , что смог сделать. Обездолен ли я в плане  ролей в Ленкоме?-Да,обездолен. Грущу ли я по этому поводу? -Раньше переживал, теперь-нет. В Театре Луны мне нравиться играть, с Сергеем Борисовичем у нас товарищеские отношения. А быть материалом в чужих руках- это такой кайф, когда ты на площадке как актер и ни о чем думать не надо думать! Это отдых. Я смотрю в такой момент на режиссера с сочувствием: ой, бедненький , как у тебя голова то сейчас болит!

 

-Ваш режиссерский дебют –пьеса «Койка»,  в вашем же антрепризном театре «Ателье»(ранее он назывлся «Монолог 21 век».-прим.ред.) не отбил желания заниматься режиссурой?Рецензии были довольно резкие....

- Боялся, как бы это не задело моих актеров. За них обидно, потому что была совершенно блестящая работа в этом проекте Сережи Безрукова, Иры Чериченко , Тани Солнцевой- это наш коллектив. А Сережа Варчук-какое нутро у него вырвалось наружу! Но когда некий умник написал, что это спектакль о половых извращениях- я, напротив, успокоился совсем.

 

-Когда Маргарита Терехова экранизировала «Чайку», Вы были единственным и незаменимым претендентом на роль Тригорина.

Каким режиссером оказалась актриса Терехова?

-К Маргарите Борисовне я отношусь с огромным уважением. А когда человеку симпатизируешь, то, что бы он не делал, все тобой принимается. Что она режиссер, даже и не чувствовалось, скорее, соратник. Она всех увлекала на свою сторону , поэтому процесс съемок был ненавязчивый. Тем более снимали мы в совершенно потрясающем месте, на Плещееве озере. Опять же летом, рыбалка была...Я с огромным удовольствием вспоминаю об этом. Хочется верить, что и роль удалась. А вот с дочерью Маргариты Борисовны, Анной, мы вместе играем в спектакле «Таис Сияющая» в Театре Луны.

 

-Одно время Вы очень избегали сериалов.Считали, что это «мыло» скоро смылится?

-В те годы, когда пошли первые сериалы, их качество было просто жутким. Экономили буквально на всем. Сейчас ситуация изменилась, но все равно, попадается колоссальное количество халтуры.

 

-Зрители видели Вас в роли адвоката и уже привыкли к этому образу.

К Вам еще не начали обращаться за юридическими консультациями в связи с этим?

-После сериала «Линия защиты» мои друзья предложили создать правовое бюро с аналогичным названием и оно успешно работает!Актерам и людям других творческих профессий в области кино ,мы помогаем бесплатно.Я, естественно,там «посаженный генерал»,поскольку у меня нет времени серьезно заниматься этим делом.Но ,если нужно кому-то помочь, то охотно помогаю.

 

-Будучи актером, режиссером и продюсером, Вы не можете не писать сценарии и другую прозу...

-Действительно, у меня есть роман «Новая русская леди». Он уже переделан в сценарий и мы будем снимаить большое кино.

 

-В каком возрасте Вы начали писать стихи?

-В шесть лет. До сих пор пишу и сам удивляюсь. (Улыбается). Вот недавно читал их на творческом вечере.

 

-То есть, Вы не из тех, кто пишет стихи «в стол» и никому их не показывает?

А производите впечатление довольно закрытого человека...Вам не чужды массовые развлечения?

-Например, охота-на медведя или кабана, естественно, один не пойдешь. Но на рыбалке какая может быть компания? Там тишина нужна. На самом деле, я люблю одиночество.

 

-Вы ведь раньше прыгать с парашютом любили- тоже спорт для одиночек...

-Было любопытно. Случайно встретил своего приятеля по МАТИ- сто лет не виделись: «Как живешь, что делаешь?»-«Да вот ,прыгаю с парашютом. Поедешь?» На следующий день взял и поехал. Когда прыгаешь и летишь вниз, вполне конкретные мысли в голове проскакивают: «Зачем мне это нужно,ведь неплохо жил!». Но прыгать, тем не менее, перестал только пять лет назад.

 

-На съёмках рисковать любите?

-Чарли Чаплин говорил, что после каждого фильма у него на теле зарубка, он гордился этим. Вот так и я, но меня Бог пока миловал. На съемках картины «Тайна королевы Анны или Три мушкетера тридцать лет спустя» по книге Александра Дюма «Виконт де Бражелон» я в первый же день сел на лошадь , неподготовленным. И она меня сбросила. Я только теперь понимаю, чем это могло обернуться.Подо мной оказалась цементная плита, из которой торчал штырь.А я и не заметил. Или на другой картине, меня догоняли на автомобиле и должны были вытеснить на обочину .Но почему-то не учли, что на обочине обычно распологаются верстовые столбики. Как я остановил тогда машину –до сих пор не понимаю.

 

-Правда, что Вы однажды подумывали бросить кино?

-Когда то у меня были автомойки и я хотел одновременно заниматься и тем, и другим.

Но совмещать не получилось, и , в конце концов, встала проблема выбора.

 

-На Западе немало известных актеров –успешных бизнесменов.У нас это невозможно?

-Там другие деньги в кино платят . Финансы позволяют нанять команду, которая будет на тебя работать.Уровень же наших гонораров таков, что ты можешь выстраивать деловые отношения только со своими друзьями.Но дружба-дружбой, а служба-службой. Никто просто так на тебя работать не станет.

 

-Вам часто приходилось сниматься ради заработка?

-Знаете, если что-то делаешь только ради заработка,то сразу все и заканчивается. Я попадал в такие ситуации. Пошел однажды сниматься для того, чтобы заработать, но разбил чужой мерседес и все деньги пришлось отдать за него.Мне, к сожалению, за все в жизни приходится платить.

 

-Андрей, при такой занятости у Вас, наверное, не остается времени на близких и друзей?

-Работа наша такова: то густо,то пусто. Но,несмотря на занятость, я всегда нахожу время на себя , любимого, и на тех, кто рядом со мной. Вчера, например, был в лесу. Я очень люблю лес и с удовольствием жил бы за городом постоянно, но нет такой возможности. Встаю я восемь, даже если лег в пять утра,три раза в неделю- в спортзал. Но у меня на все времени хватает. Я отдаю себе отчет в том, что жизнь стоит того, чтобы на нее тратиться. Случаются иногда несостыковки,  когда один проект еще не закончился, а второй раньше времени начали, еще что-то новое навалилось. Но к этому отношусь спокойно и внутри себя никогда не суечусь.

 

-Интересно, кто может вырвать Вас из графика?

-Смотря ради чего.Такое бывало. Например, мама звонила и сказала, что захлопнула дверь в квартире и стоит на улице без ключей , в одних тапочках.

 

-Где Вы любите отдыхать?

Где-нибудь в Подмосковье. Под Воскресенском замечательные леса, под Ржевом. Подмосковье шикарное. Еще люблю Израиль. Был там уже раз пятнадцать. Очень уж все там древнее, даже не верится, что правда. Страна удивительная.

 

-Работа актера предполагает эмоциональную усталость.Часто ее ощущаете?

-Особенно это проявляется на гастролях. Если раньше я позволял себе играть пять-шесть спектаклей подряд, то теперь нет: два спектакля и перерыв. Организм должен отдыхать, потому что усталость уже хроническая. А позволить себе длительный отпуск и полностью отключиться от всего не можешь.

 

-Сейчас на экранах много сериалов и фильмов о любви.Насколько для Вас ценны семейные ценности?

-Я с уважением отношусь к этим ценностям. Но фильм фильму рознь. Бывают сюжеты, которые буквально высосывают из пальца, но пападаются и такие, что сердце переворачивается. То, что государство должно поднять престиж семьи-это хорошо, но делается это настолько коряво, что больше смахивает на медвежью услугу. В свое время, когда только начиналась перестройка, я помню на Знаменке увидел растяжку «Да здравствует Иисус Христос!». Это из той же серии.

 

-Андрей, долго Вы еще будете мучить поклонниц неизвестностью о своей личной жизни?

-Всегда.(Улыбается.) Я понимаю, что глядя на меня трудно поверить, что у меня не было каких-то нормальных отношенний .Но те люди , которые по сто раз на дню могут говорить  о чувствах и кричать об этом, вызывают у меня отвращение. Быть настолько откровенным слишком часто нельзя.

 

-Сколько детей Вы хотели бы иметь?

-Сколько ни есть-все мои.(Улыбается.)

 

-В любви обычно Вас выбирают или Вы выбираете?

-Кто знает,как это на самом деле. Мужчинам кажется, что они выбирают,женщинам- что они. По –моему, женшины  так мудры, что когда любая из них захочет, чтобы ее выбрали, она сможет добиться своего.А мужчина будет уверен, чято это сделал он.

 

-А Вам часто приходилость сталкиваться с женским вероломством?

-Конечно,приходилось. Это неприятно, да я и не знаю таких, кому бы это понравилось. Все ведь,в конце концов,стремятся к счастью.

 

-Расставаясь с женщиной, Вы стараетесчь сохранить с ней дружбу или, наоборот, сжигаете все мосты?

-Все зависит от того, как расстаешься и по какому поводу. Когда кончаются чувства, можно оставаться друзьями, но когда вытаскиваешь человека из чужой постели...Понимаете, у монеты две стороны-орел и решка. А мы живем по закону ребра.

 

(орфография- админ сайта.)